В конце марта я поучаствовала в интервью с двумя пилотами европейских авиакомпаний, задала им вопросы об их карьере и пути. Савина и Оскар – не просто вторые пилоты. Они успевают при сложной работе уделять внимание развитию своих соцсетей и записи контента об авиационной карьере. Этот диалог Оскара и Савины – на испанском языке, в переводе на русский язык для Takeoffblog. Подробнее о жизни наших собеседников можно узнать в видео-интервью для нашего канала – мы оставим его в конце статьи.
Савина: Оскар, я думаю, нам очень повезло, что есть столько доступной информации. Восемь лет назад, когда я хотела начать обучение на пилота, я не понимала, как это все работает. Мне объясняли все по порядку: есть лицензия ATPL, потом есть курс MCC APS, потом рейтинг типа. И я думала, почему столько названий и чем они все друг от друга отличаются. И потом постепенно вливаешься в этот мир и становится очень интересно. Однажды один знакомый моей семьи, пилот авиакомпании, посвятил мне три часа в формате мастер-класса, объясняя мне все эти понятия.
Оскар: Для этого мы сегодня здесь!
Какими качествами должен обладать пилот, чтобы его приняли на работу в авиакомпанию?
Cавина: Когда я начинала учиться на пилота, у меня было убеждение, что самое важное – получать хорошие оценки, показывать отличные результаты на техническом уровне, но потом я поняла, что эта профессия – про человечность намного больше, чем я думала. Очень важно иметь социальные навыки, быть немного хамелеоном в зависимости от того, с каким партнером ты летаешь, чтобы в кабине складывалось взаимопонимание и четкая коммуникация. И мы всегда летаем с разными людьми в кабине, да? Для меня идеальные составляющие любого пилота: человеческие качества, управление экипажами, то что мы называем CRM, технические навыки – знания, операционные процедуры, и наконец экспертиза, опыт. Да, опыт всегда можно нарастить и натренировать. Думаю, это баланс между этими качествами.

Оскар: Я абсолютно согласен. И добавлю фразу, которую мне сказал КВС одной из европейских авиакомпаний, который провел множество интервью с будущими вторыми пилотами, людьми разных профилей. Он сказал мне: “Смотри, я всегда задаю базовые вопросы, которые каждый пилот должен знать на техническом уровне и т.д. Но себя я спрашиваю: пошел бы я на бокальчик пива с этим человеком после рейса? Есть ли о чем мне говорить с ним, поддержит ли он разговор? И если я отвечу да – значит, этот человек подходит на должность второго пилота”. Я думаю, это важный момент, как ты говоришь, быть хамелеоном. Среди капитанов и вторых пилотов встречаются такие разные характеры, но нужно адаптироваться, чтобы работать сплоченно в кабине и поддерживать хорошую обстановку. И думаю, что во время интервью рекрутеры обращают на это большое внимание.
С: Да, я видела примеры рядом с собой: люди могли демонстрировать хорошие технические навыки, на 10 баллов, но по характеру были такими интровертными, что это становилось препятствием к тому, чтобы выражать свои мысли естественным образом, и в итоге они не подходили на роль пилота авиакомпании. И в то же время кандидаты, которым еще могли улучшить техническую часть, но которые показывали потенциал и умение общаться, такие люди проходили.

Что такое MCC APS и почему это важный курс в рамках обучения на пилота авиалинии?
О: MCC APS – это Multi-Crew Cooperation Airline Pilot Standards, стандарты кооперации (управления) экипажами пилота авиалинии. Это невероятный опыт – и думаю, Савина согласится со мной, – когда переходишь от одномоторного воздушного судна, в котором ты все делаешь самостоятельно, или иногда с инструктором рядом, в обстановку, где делегируешь и распределяешь ответственность. Для меня это был очень новый опыт, до него я не управлял A320 или B737, а этот курс я прошел на симуляторе A320. И с сотнями часов управления одномоторным самолетом, где все делаешь сам – управление, переговоры, тут внезапно тебе нужно следовать одной структуре, стандартным операционным процедурам (standard operational procedures). И спрашиваешь себя: это делаю я или второй пилот, какая у меня задача? Это было странное чувство, но очень хорошее в то же время, выход на новый профессиональный уровень.
С: Мне очень нравится этот момент: ты перестаешь все делать самостоятельно, когда безопасность на 100% зависит от тебя и ты можешь ошибиться… А тут в один момент тебе нужно развить в себе новые психологические качества. Я всегда говорю, что мы не только пилоты, мы всегда еще и психологи. Мы работаем в команде, оттачиваем навыки общения, умение говорить вещи, но не в деструктивной манере. Так, чтобы другой человек не воспринял это превратно. Для меня это все захватывающее, и думаю, что такая работа в команде – это важная особенность нашей профессии, о которой некоторые люди даже не догадываются. И это ключ к безопасности.
O: Еще одна важная тема, что управление одномоторным самолетом – это вообще не то же самое, что управление реактивным самолетом. Например, в случае с Airbus – это целая философия полета, которая очень отличается от философии полета на… самолете (смеется). В этой системе машина управляет всем, а ты ее программируешь и контролируешь. Весь курс ATPL ты только то и делаешь, что практикуешь навыки полета, ручного управления самолетом, тримминг и так далее. И этот переход к новому управлению может проходить нелегко, но как только его сделаешь, все становится намного проще.
С: Думаю, это действительно все упрощает, как бы появляется несколько слоев безопасности. Теперь все зависит не от тебя одного, а от двоих людей. Если один не обратит внимание на что-то важное, обратит второй. Поскольку мы всегда летаем экипажем с тремя пилотами, мы говорим: “Два дополнительных глаза – еще лучше”. Лучше для того, чтобы обнаружить возможную ошибку.
Как проходит процесс приема на работу в авиакомпанию?
C: мы все знаем, что процесс поступления на работу в авиакомпанию состоит из нескольких этапов: экзамены по английскому языку, проверка технических навыков, личное интервью, медицинский экзамен и симулятор. Какой этап для тебя был самый сложный? На каком ты волновался больше всего?
О: Для меня симулятор был самым волнительным этапом. К другим экзаменам было больше времени подготовиться. И на тему интервью я не волновался – я социально активный человек, экстраверт. Думаю, было понятно, как нужно себя позиционировать и какие ошибки не допускать. А вот симулятор был для меня испытанием. Никогда не знаешь, что тебя попросят сделать. Да, есть базовая идея, но в моем случае я знал только тип самолета, на котором буду летать, и общее представление о том, как такое тестирование проходит. Думаю, я потратил 12-14 часов на подготовку перед экзаменом на симуляторе, просто чтобы знать все. А для тебя?
С: То же самое. Я очень готовилась к симулятору. На этом экзамене чувствуешь себя под большим давлением. В моем случае, экзаменатор не дал мне никакой обратной связи после сессии и я не знала, все ли сделала хорошо или плохо. И тебе дают такие задачи, например зайти на посадку в аэропорт аварийного реагирования, что у тебя не остается времени настроиться на обычные операционные процессы. Немного все происходит в виде: “Давай-давай, быстрее, реагируй и реагируй правильно”. Я вышла из симулятора абсолютно выжатая, и меня начали спрашивать, ну как прошло, а я думала: я слишком волновалась, я могла бы сделать лучше. В итоге все было хорошо, но в моменте ты этого не понимаешь.
Как пройти интервью в авиакомпанию успешно?
С: Интервью для меня тоже прошло довольно легко, так как я тоже экстраверт. Но что бы ты порекомендовал тем людям, которые более интраверсивные?
О: Думаю, что к интервью в авиакомпанию надо просто готовиться, готовиться, готовиться. Другого варианта нет. Нужно найти свою “ахиллесову пяту”, то что дает тебе наибольшую трудность, и сфокусироваться на этом. Интроверту я бы посоветовал поработать с авиационным психологом. Сейчас это все очень развито. Говоришь: у меня такой-то профиль и я хочу быть пилотом авиакомпании, но возможно, мне попадется рекрутер, которому мой профиль не понравится. Как прокачаться? Как вести себя, отвечать, как жестикулировать, смотреть ли в глаза? (смеется) Другой вопрос, психологические и технические вопросы, в моем случае их было много. Например, тест на пространственный интеллект. Как ты готовилась к этому?
С: Я тебе отвечу честно, мой парень и я проходили процесс отбора в одно и то же время. И нас интервьюировали одновременно, задавали сложнейшие вопросы, в том числе про политику, на личные темы, явно провокационные вопросы, например, а кто из вас делает лучше то или это. И мы выходили из этих ситуаций наиболее корректно и уважительно. Я никогда не задумывалась, а как правильно смотреть или пожимать руку, мне кажется внимание на таких деталях может испортить твое естественное поведение. А рекрутеры, думаю, хотят увидеть человека как он есть.
Остались вопросы? Присоединяйтесь к нашему Телеграм-каналу и оставайтесь с Takeoffblog. Мы будем рады поддержать вас в вашем пути к коммерческой авиации в Европе!